Четверг, 25.04.2024, 23:19
Приветствую Вас Гость RSS
ОКО ПТАХА частный сайт графомана
Главная страница"Готика" и прочие книги С. ПтахиРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Суровая готика [1]
Мастер - класс [4]
Полезные материалы, как для начинающих, так и для преуспевших авторов.
Мое творческое наследие [2]
Здесь можно познакомиться с моими опусами, не вошедшими в цикл "...Готика"
Записки на манжетах [5]
Скетчи, шаржи, зарисовки и прочие литературные почеркушки. Манжеты ношу редко, поэтому писать их буду прямо на сайте.
Литобоз [10]
Статьи в помощь бумагоморателям и прочим графоманам, желающим стать литераторами -мои и чужие.
Друзья сайта
Начало » Статьи » Литобоз

Что хотят читать дети?
Анализ читательских предпочтений подростков
 
Этим важным вопросом задаются не только писатели, родители и педагоги, но и издатели, обдумывающие свои планы. Типичной методикой для определения предпочтений читателей является анализ запросов книг в библиотеках или уровень продаж в книжных магазинах. При таком традиционном подходе получаемые выводы всецело зависят от издательского предложения и библиотечно-магазинного ассортимента книг. Прогностическая ценность такой методики минимальна ещё из-за базирования на прошлых прецедентах, в то время как предпочтения читателей нацелены в будущее. Можно ли было предсказать беспрецедентный успех Гарри Поттера по старым прецедентам?
Читательские жанровые предпочтения можно определить, если у читателя будет достаточно свободный и разнообразный выбор среди равноправных книг. Ни прилавки магазинов, ни полки библиотек таких условий не предоставляют. В основе данного исследования лежит метод «условных аннотаций». Главная идея метода – детям предлагается выбрать книги по типичным аннотациям разных жанров. Это позволит понять, не что дети читают, а что они хотели бы читать.

Читательская анкета.

Информация об опрашиваемом школьнике: возраст, пол (или имя), городская или сельская школа (или просто - имя города/села): ____________________________
1. Сколько книг вы читаете за обычную неделю? ___ каникулярную неделю? ___
2. Хватает ли вам интересных детских книг? 2.1 Да: ___ 2.2 Нет:___
3. Если вам не хватает детских или подростковых книг, вы заменяете их на:
3.1 Интернет: ___
3.2 компьютерные игры: ___
3.3 взрослые книги: ___
3.4 другое (спорт, кино и т.д.): ___
(отмечайте один-два пункта)
4. Ваши любимые жанры и направления в детской литературе:
4.1 Фэнтези __
4.2 Научная фантастика __
4.3 Книги о школьной жизни __
4.4 Книги о животных __
4.5 Детские детективы __
4.6 Серии «только для девчонок» __
4.7 Научно-популярные книги __
(отмечайте три самых интересных жанра)
5. Вот краткие аннотации к семи книгам, которых вы ещё не читали (даже если что-то вам припоминается!). Денег у вас только на три книги. Номера выбранных вами книг:______.

Книга 1. Между Потусторонним Миром и миром магов нарушено равновесие: из Потустороннего Мира похищено нечто исключительно ценное. Три могучих бога требуют вернуть украденное, грозя уничтожить магический мир... А в магической школе настырный парень из команды по драконоболу делает все, чтобы завоевать любовь главной героини.

Книга 2. Недаром говорится, что обидеть поэта каждый может… Пока юный поэт сочинял стихи и витал в облаках, гнусные воры пробрались к нему в квартиру и вынесли оттуда всю аппаратуру. «Поможем нашему брату!» - решают одноклассники из мафиозного клана Золотое Братство и начинают расследование. И дело стремительно идет к развязке…

Книга 3. Брат и сестра, выпив чудесную жидкость, превращаются в крошечных человечков. Взгромоздившись на стрекозу, дети отправляются в фантастическое путешествие по реальному миру живой природы. Много опасностей и трудностей подстерегает их, но и массу интересного и необычного узнают они о жизни растений и насекомых.

Книга 4. Маленький мальчик, жертва космических работорговцев, оказался на невольничьем рынке. Купивший его за бесценок старый калека-нищий открыл ему дорогу к звездам. Маленький раб-сирота превратится в покорителя пространства, члена могущественного клана Вольных торговцев, а впереди у него - полная невероятных приключений жизнь.

Книга 5. Вселенная… Мириады светил, таинственно мерцающих в черной глубине ночного неба. Гигантские звездные хороводы - галактики. Космические монстры - черные дыры, жадно `пожирающие` все, что попадет в поле их притяжения. Загадочные невидимки - `коричневые карлики`. Все это изучает древнейшая и интереснейшая наука астрономия.

Книга 6. В нашем классе появился новенький. Красавец! Обаяшка! Какая девчонка устоит перед его чарами? Скоро все отвергнутые непостоянным кавалером одноклассницы уже плакали о своей незавидной судьбе. Одна девчонка предложила разыграть его и привела сестру - королеву красоты. Интересно, клюнет ли покоритель девичьих сердец на эту приманку?

Книга 7. Повесть о подростках, ранимости детской души. Эта книга о девочке, которая ради любви взяла чужую вину на себя. Грустный, лирический и жестокий рассказ о доброй, искренней девочке, прозванной одноклассниками "Чучелом". Шестиклассница Лена Бессольцева сумела выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством.

«Условные» аннотации получены незначительными изменениями аннотаций реальных книг:
1. Д.Емец, одна из книг серии «Таня Гроттер».
2. Е.Нестерина, одна из книг серии «детский детектив».
3. Я.Ларри, «Необычайные приключения Карика и Вали».
4. Р.Хайнлайн, «Гражданин галактики».
5. Детская энциклопедия «Астрономия»
6. И.Щеглова, одна из книг серии «только для девчонок».
7. В.Железняков «Чучело».

Каждая из этих книг является типичным представителем упомянутых в анкете жанров или серий. Опрос предназначен, в первую очередь, для отечественных издателей. Поэтому в аннотациях классика и зарубежная литература (Роулинг, Толкиен, Льюис) не рассматривалась, а упор был сделан, за исключением Хайнлайна, на отечественные книги, на выпуск которых издатели способны влиять в наибольшей степени. В частности, в аннотации вынесен самый успешный (в издательском смысле) проект отечественного фэнтези – Емец, а также другие активно продвигаемые серии ЭКСМО.

Проанкетирован 131 подросток от 8 до 17 лет. Более детальная информация о возрасте опрошенных приведена в таб.1.

Таблица 1. Распределение детей по возрасту.
Возраст (лет)__8___ 9__10__11__12__13__14__15__16__17
Число детей___1___31__18__10__10__43__8___7___2___1

Пики на 9 и 13 годах связаны с опросом одного 3-го класса (9 лет, 22 человека) и одного 7-го класса (13 лет, 26 человек). По месту жительства детей можно поделить на 4 группы:

Таблица 2. Характеристики разных групп опрошенных.
____________Всего__Девочки__Мальчики__8-12 лет__13-17 лет__Активные читатели *)__ Книгоглоты **)
Москва ***)____42_____31_______11________26_______16_____________20_______________4
Наро-Фоминск_41_____32________9________22_______19_____________14_______________5
Красноярск____22_____15________7________22________0_____________11_______________3
Новоуральск___26_____14_______12_________0_______26______________1_______________0
Всего________131_____92_______39________70_______61_____________46______________12

*) Активные читатели - это дети, которые, согласно анкете, читают больше 100 книг в год. При оценке предполагается, что в году 35 учебных недель и 17 каникулярных.
**) Книгоглоты – те, кто читает более 200 книг в год. Из опрошенных таких всего 9% - 6 мальчиков и 6 девочек. Зато - какие дети!
***)
- Москва представлена детской секцией «журналистики и риторики».
- Наро-Фоминск (72 тыс. жителей, 80 км от Москвы) – в основном, кружком юных художников.
- Красноярск (920 тыс. жителей) – классом лицея с гуманитарным уклоном; дети в большинстве занимаются спортом (теннис, бальные танцы, художественная гимнастика); почти все имеют компьютеры, многие семьи – даже два.
- Новоуральск (94 тыс. жителей, 67 км от областного центра Екатеринбурга) – о классе дополнительной информации нет.

В целом, респонденты опроса неплохо отражают типичных потребителей книжной продукции, которая оседает, в первую очередь, в Москве и крупных городах.
Результаты опроса сведены в итоговые таблицы 3а,б. Данные выборов по аннотациям приведены через черту с данными по жанрам – для удобства сравнения.
Так как детям предложено выбрать три книги из предложенного списка, то максимально возможный процент популярности одной книги или жанра составляет 33.3% - такой процент означает, что эту книгу выбрали ВСЕ опрошенные дети. Если процент выбора достигает 16.7% и более, то книгу выбрали большинство опрошенных детей.
Вводятся два суммарных процента: процент выборов группы «облегченных» жанров и серий – фэнтези, детский детектив и серии «только для девчонок», и процент выборов более серъезных жанров: книг о животных, научно-популярной литературы, школьной реалистической прозы. Соотношение суммарных процентов оказалось весьма эффективным параметров, характеризующим вектор читательских интересов.
Доля читаемых книг, отнесенная к доле детей в выборке, ясно показывает – какие группы детей являются главными потребителями книг. Чем больше этот коэффициент по сравнению с единицей, тем более ёмким сегментом рынка является данная группа опрошенных.

Таблица 3а. Результаты опроса читательских предпочтений.

_______________________________Все__Девочки__Мальчики____8-12 лет____13-17 лет__Книгоглоты
В среднем читают книг (в год)________103____101______108_______128_______75________317
Кому из них не хватает книг: _________22%____18%_____31%_______24%______20%_______58%
При нехватке: замена на компьютер___37%____27%_____54%_______42%______32%_______42%
______...замена на взрослые книги: ___22%____27%_____14%_______16%______29%_______37%
Число выборов жанры/аннотации: __338/327___237/228___101/99____187/196___151/131____35/35
Доля выборов (%): Фэнтези/Емец__20.7/19.6__15.6/15.8__32.7/28.3__17.1/18.9__25.2/20.6__14.3/14.3
___________Детектив/Нестерина__14.2/11.3__16.0/11.4___9.9/11.1__14.4/12.2__13.9/9.9____8.5/2.9
_Только для девчонок/Щеглова____16.9/14.4 __23.6/19.7___1.0/2.0___18.7/14.8__14.6/13.7__11.4/11.4
________Фантастика/Хайнлайн____10.1/11.3___6.8/11.0__17.8/12.1__10.2/10.7___9.9/12.2__20.0/17.1
__________О животных/Ларри_____18.0/15.6__21.1/14.9__10.9/17.2__24.1/19.4__10.6/9.9___22.8/22.8
Научно-попул. книги/Астрономия____9.5/13.8___4.6/8.8___20.8/25.3___7.0/12.8__12.6/15.3___8.6/17.1
Школьная повесть/Железняков____10.7/14.1__12.2/18.4___6.9/4.0____8.6/11.2__13.2/18.3__14.3/14.3
Фэнтези+детектив +для девчонок__51.8/45.3__55.2/46.9__43.6/41.4__50.2/45.9__53.7/44.2__34.2/28.6
О животных+науч.поп.+реал.проза_38.2/43.5__37.9/42.1__38.6/46.5__39.7/42.4__36.4/43.5__45.7/54.2
Доля книг/доля детей (в %)________100/100____69/70____31/30_____66/53______34/47_____28/9

Примечание: Число выборов показывает - насколько статистически достоверны полученные данные. Данные для трехсот выборов имеют статистическую ошибку около 14% и могут рассматриваться как количественно надежные; данные для ста выборов имеют ошибку в 26% и могут рассматриваться как качественно верные, но при росте статистики (в той же подгруппе опрошенных) цифры могут значительно варьироваться. Данные для книгоглотов имеют небольшую статистику, возможную ошибку в 44% и должны рассматриваться как иллюстративные. Впрочем, сравнение читательских предпочтений «книгоглотов» с «активными читателями» (см. таб.3б) показывает стабильность общего тренда, что повышает доверие к данным для книгоглотов.
Таблица 3а. Результаты опроса читательских предпочтений.

___________________Активные читатели_Остальные *)_Москва_Наро-Фоминск_Красноярск_Новоуральск
В среднем читают книг (в год)________186_____59______113_______114______134_________45
Кому из них не хватает книг: _________37%____14%_____36%_______17%______18%_______12%
При нехватке: замена на компьютер___32%____29%_____33%_______36%______60%_______39%
______...замена на взрослые книги: ___27%____20%_____25%_______40%_______9%_______27%
Число выборов жанры/аннотации: __116/111___222/216___105/96____110/113____66/66_____57/52
Доля выборов (%): Фэнтези/Емец__20.7/21.6__20.7/18.5__21.0/16.7__20.9/22.1__19.7/21.2__21.1/17.3
___________Детектив/Нестерина__13.8/7.2___14.4/13.4__13.3/13.5__16.4/5.3___15.2/16.7__10.5/13.5
_Только для девчонок/Щеглова____12.9/9.9___18.9/16.7__10.5/9.4___18.2/10.6__19.7/21.2__22.8/23.1
________Фантастика/Хайнлайн____12.1/12.6___9.0/10.6__10.5/15.6__10.0/12.3__12.1/6.1____7.0/7.7
__________О животных/Ларри_____21.6/20.7__16.2/13.0__21.0/14.6__19.1/23.0__19.7/12.1___8.8/5.8
Научно-попул. книги/Астрономия____8.6/14.4___9.9/13.4___8.6/13.5___9.1/15.0___6.1/10.6__15.8/15.4
Школьная повесть/Железняков____10.3/13.5__10.8/14.4__15.2/16.7___6.4/11.5___7.6/12.1__14.0/17.3
Фэнтези+детектив +для девчонок__47.4/38.7__54.0/48.6__44.8/39.6__55.5/38.0__54.6/59.1__54.4/53.9
О животных+науч.поп.+реал.проза_40.5/48.6__36.9/40.8__44.8/44.8__34.6/49.5__33.4/34.8__38.6/38.5
Доля книг/доля детей (в %)_________63/35_____37/65____35/32_____34/31______22/17______9/20

*) «Остальные дети» – это те, которые читают меньше 100 книг в год и не попали в число активных читателей.

Поясним, что под понятием «облегченный» жанр не понимается «глупый» или «ненужный». Детектив – с его вершинами Дойля и Стаута, и фэнтези – с его популярными именами Толкиена и Роулинг, - неотъемлемые части литературы и культуры. Но есть «легкие» музыка и песни, а есть «серьёзные». И в литературе любой читатель легко укажет разницу между книжицами Донцовой, которые пишутся за месяц, книгами Акунина, которые требуют для создания многих месяцев, и, например, книгой А.Иванова «Сердце Пармы», которая росла много лет, а автор в процессе её создания организовал этнографический музей.
Каждый жанр имеет свои высоты и низины. Например, научная фантастика сочетает редких Азимовых и Стругацких и разливы космических мясорубок.
Почему мы сложили нынешнее отечественное детское фэнтези, детский детектив и серии «только для девчонок» в одну корзину? Потому что современное российское фэнтези на 90% представляет собой вторичные перепевы западных образцов и в среднем представляет собой типично развлекательное чтение со стандартным набором героев и ситуаций. Российский детский детектив тоже не получил ещё своих вершин и создается по заказу издателей как откровенное коммерческое чтиво. Детектив вообще довольно условный нереалистический жанр (хотя бы потому, что по законам этого жанра «хорошие сышики» всегда побеждают «плохих преступников», чего в жизни бывает не всегда), но в детской своей вариации он пока откровенно слаб.
Разница между сериями «только для девчонок» и, например, «Чучелом» в том, что первые рассказывают об упрощенных подростковых ситуациях первой любви, всегда остаются на позитивной, часто юмористической ноте и избегают сложных и неразрешимых реалистических коллизий. Допускают ли редакторы таких серий сюжеты с финальным самоубийством главных героев из-за запрещенной обществом любви (сюжет «Ромео и Джульетты»)? Вряд ли. Безусловно, мы говорим о среднестатистических представителях таких жанров и направлений. Верхние десять процентов любых жанров могут скрывать весьма нетривиальные и талантливые книги – например, детский детектив М.Чудаковой про Женю Осинкину явно выламывается из общего фона детских детективов.
В корзину «сложных» жанров мы сложили, кроме реалистической психологической прозы, ещё книги о животных с конкретным примером книги Яна Ларри. Этот жанр, который можно отнести к «научно-художественным», примечателен тем, что содержит массу познавательной информации о животных и мире природы. Ну а научно-популярный жанр, вообще игнорируя сюжетность, излагает доступным языком научную информацию и читать такие книги гораздо сложнее, чем обычную беллетристику. Жанры не могут характеризоваться в категориях «глупые» и «умные», но, очевидно, что развитые, умные дети должны тяготеть к литературе, которая дает наибольшее количество пищи для ума.
Взрослые многочисленны, имеют деньги и успешно влияют на издательское предложение. Они читают самые разнообразные книги, выбирая на свой вкус – от самого непритязательного, до самого изысканного.
Дети финансово бедны и не имеют права голоса. Они вынуждены читать то, что им предложат взрослые издатели. А что дети захотели бы прочитать, если бы имели свободный выбор? Вот сейчас и увидим.

Таблицы очень информативны, и внимательный читатель может сам сделать из них множество выводов. Поэтому приведем лишь главные заключения.
1. Значительной доле (22%) подростков не хватает детской литературы. Это вопиющая цифра – особенно на фоне общих жалоб, что дети мало читают.
2. При нехватке книг, лишь 22% детей обращается к взрослой книге. Гораздо чаще (в 37% случаев) дети поворачиваются к компьютеру. Недостатком детской литературы мы сами толкаем детей в объятия виртуальных монстров. При этом компьютерная ориентация (видимо - и зависимость) у мальчиков выражена гораздо сильнее, чем у девочек. При массовой компьютеризации этот уход в компьютеры будет только усиливаться – как показывает пример красноярских лицеистов.
3. Выявляется эффект падения количества читаемых книг с возрастом детей. Он был проанализирован дополнительно - для устранения влияния группы 13-летних малочитающих детей из Новоуральска. Увы – эффект подтвердился и на выборке из московских и подмосковных детей (83 человека). Среди них самыми активно читающими оказались дети 10-11 лет (132-135 книг в год); у более взрослых подростков количество читаемых книг плавно падает. По московским и наро-фоминским детям 8-12 и 13-17 лет получаем, соответственно, 127 и 95 книг в год.
4. Удивительный факт: активно читающие подростки (>100 книг в год) составляют всего 35% опрошенных, но на их долю приходится 63% прочитанных книг, в то время как остальные 65% малочитающих детей одолевают лишь 37% книг. Таким образом, верхняя треть читателей читает в 3-3.5 раза больше, чем средний читатель из нижних двух третей. С маркетинговой точки зрения, активно читающие дети заслуживают в два раза больше внимания, чем остальные – пропорционально объему потребляемой книжной продукции. Книгоглоты – их всего 9%, зато они потребляют 28% продукции книжного рынка. И обратно: 20% детей из Новоуральска читают всего 9% книг.
5. Выборы по жанрам. Фэнтези оказался лидером в общем итоге (20.7%). И это не удивляет. Поразительным оказалось то, что на втором месте, не значительно отстав от фэнтези, оказались книги о животных (18.0%), опередившие «девчоночью» серию (16.9%) и детские детективы (14.2%). В целом тройка легких жанров, обогнала тройку серьёзных жанров: 51.8% против 38.2%. Но сам факт сопоставимости этих троек впречатляет. Ведь в издательских планах фэнтези, детективы и «розовые» книги занимают практически всё место, а современную психологическую подростковую прозу и новых книг про животных просто не сыскать.
6. Выборы по аннотациям показали ещё более интересную картину. Тройка лидеров осталась та же: фэнтезийный Емец сохранил первенство с меньшим результатом (19.6%), Ян Ларри занял второе место с 15.6%, Щеглова с книжкой «про обаяшку» собрала 14.4%. Но при этом тройка «легких» жанров по конкретным аннотациям не оправдали читательских ожиданий и уменьшили свою долю, зато значительно выросли научно-популярная литература и реалистическая школьная проза. В итоге вектор интересов сместился: серьёзная тройка набрала 43.5% выборов и практически сравнялась с лидирующей тройкой с 45.3% выборами. Издатели, внимание!
7. Гендерные читательские предпочтения жанров оказались весьма различными. Мальчики оказались гораздо больше увлеченными фэнтези, чем девочки! 32.7% выборов – практически каждый мальчик выбрал в свою «покупательскую» корзину фэнтезийную книжку, в то время как лишь меньшинство девочек (15.6%) решило купить такую книгу. (Напомним, что цифра 33.3% означает, что эту книгу выбрали все, а процент 16.7% и более означает выбор большинства). На втором месте у мальчиков оказался научно-популярный жанр – 20.8%! И на третьем месте - фантастика с 17.8%. У девочек тройка жанровых лидеров оказалась совсем иная. Победил специализированный жанр «только для девчонок» - 23.6%. На втором оказались книги о животных – 21.1%, а третье место досталось детскому детективу - 16.0%, обогнавшему даже фэнтези. Вектор читательских предпочтений девочек оказался сильно смещён в сторону «лёгкой» тройки: 55.2% против 37.9%. Несмотря на склонность к фэнтезиям, мальчики оказались в итоге более серьёзны в своих предпочтениях: 43.6% против 38.6%, хотя всё равно тройка фэнтези-детектив-гламур у них победила – несмотря на то, что жанр «только для девчонок» у мальчиков послушно вымер в 1%.
8. Предпочтения книг по аннотациям тоже принесли гендерные сюрпризы. Тройка лидеров у девочек оказалась такой: «только для девчонок» Щегловой – 19.7%, на второе место вышла школьно-психологическая проза «Чучело» - 18.4%, третье занял Емец с фэнтези – 15.8%. Если учесть, что в аннотации у него тоже было «про любовь», то интерес девочек к человеческим взаимоотношениям несомненен. Астрономия и космический Хайнлайн вызвали у девочек минимальный интерес, впрочем, значительный: 8.8% и 11%. Мальчики же подтвердили свою оторванность от обыденного мира: 28.3% их выборов достались магическому Емцу, 25.3% - научно-популярной «Астрономии», 17.2% упали на научно-художественную книгу Ларри - улёт на стрекозе в траву. Остатки интереса были потрачены на космическую фантастику Хайнлайна (12.1%). И Щеглова, и «Чучело» вызвали у мальчиков незначительный интерес (2% и 4%). Вектор предпочтений по аннотациям у мальчиков и девочек разошелся: тройка облегченных жанров у девочек осталась доминировать (46.9% против 42.1%), хотя и сблизилась с соперником; зато у мальчиков тройка серьёзных «побила» легкие жанры: 46.5% против 41.4%.
9. Возрастные особенности читательских предпочтений не менее интересны. Оказывается, фэнтези у взрослых подростков пользуется большей популярностью, чем у более младших. Зато с возрастом падает влечение к детективам, серии «только для девчонок» и книгам о животных. Растет интерес – и заметно! – к школьной реалистической прозе и научно-популярной литературе. Для обеих групп возрастов, три легких жанра выигрывают у серьёзных по названиям жанров, практически сравниваясь с ними при выборе по аннотациям. Но главный факт возрастных предпочтений достоин отдельного пункта.
10. Сенсационным результатом опроса является то, что для детей 8-12 лет лидерами выборов являются и книги о животных вообще, и Ян Ларри, в частности! Они обгоняют и фэнтези, и девочковые серии. Издатели! Дети от 8 до 12 лет являются самой читающей аудиторией. Посмотрите в свои планы – где книги о животных? где поиск новых авторов в этом жанре? где научно-художественная проза, блестящим образцом которой является книга Яна Ларри, написанная семьдесят лет назад? Ведь уже не продохнуть от колдунов-то!
11. Теперь о «книгоглотах». Что за чудесные дети! Половина из них девочки, половина мальчики. Всех возрастов: есть 8-летний мальчик и 17-летняя девушка. Вот на кого надо равняться при издательской политике! Большинство из книгоглотов жанрово предпочло книги о животных и фантастику, а по аннотациям большинство выбрало Яна Ларри, «Астрономию» и космическую фантастику Хайнлайна. Издатели! Верхние 10% читателей-подростков потребляют почти треть рынка детской литературы. Они читают примерно книгу в день, и большинству из них (58%) НЕ хватает интересной литературы. А посмотрите – какой у них вектор интереса! Серьёзные жанры даже по названиям доминируют, а по аннотациям просто забивают облегчённую тройку в землю. Это те дети, на которых нужно ориентироваться в первую очередь. Остальные подтянутся.

Из таблицы 3б можно сделать следующие выводы:
12. Активно читающие подростки, Москва и Подмосковье – имеют в лидерах книги о животных и фэнтези. Вектор интереса меняется от выборов по жанрам к выборам по аннотациям – если по жанрам «легкие» выигрывают или не отстают, то по аннотациям они терпят поражение. Эти цифры вопиют! Наши дети умнее, чем про них думают! Тройка легких жанров выигрывает лишь, когда мы обращаемся к малочитающим детям, или, по географии, - к Сибири или Уралу. Опять же - проигрыш серьёзных жанров не означает их исчезновение, а просто они достигают уровня 60-80% от тройки легких жанров.
13. Серия «только для девчонок» оказалась самой популярной среди девочек Красноярска и Новоуральска: из 29 сибирско-уральских девочек по названию серии и по аннотации её захотели прочитать, соответственно, 25 и 25, что составляет 86% от опрошенных девочек (причем уральские и сибирские девочки в отдельности испытывают практически одинаковый интерес к этому жанру). Девочки-москвички к «обаяшке» отнеслись гораздо холоднее: из 31 девочки заинтересовались лишь, соответственно, 11 и 8 человек, что составляет 35% и 26% от опрошенных.

Общие выводы:

1. Нынешняя издательская политика, практически исключительно нацеленная на скорописанные фэнтези-детективы и прочие облегченные серии, безусловно расходится с читательскими жанровыми ожиданиями, особенно среди наиболее читающей детской аудитории: у многочитающих подростков, а также у детей Москвы и Подмосковья. Но даже среди малочитающих детей, и в провинции, где облегченные жанры продолжают лидировать, познавательно-реалистичные жанры вовсе не исчезают в нуль, а составляют не менее 60% от тройки разрекламированных лидеров. Интерес детей к реалистично-познавательной литературе сопоставим с интересом к книгам «фэнтези-детектив-гламур», в то время как в издательской политике эти два класса книг несравнимы ни по наименованиям, ни по тиражам: как показывает беглый анализ новых отечественных книг крупнейшего издательства «Эксмо» тиражи и наименования в сериях «фэнтези-детектив-гламур» на порядок превосходят выпуск более реалистичной и умной литературы.

2. Маркетинговым отделам издательств можно порекомендовать методику «условных аннотаций» для определения тиражной политики своих издательств. Данный подход позволит спланировать издательское предложение, которое будет, по крайней мере, не глупее читателя. Если кого-то не устраивает выбор аннотаций и выборка респондентов – он вправе сделать собственный анализ, но который должен быть честным, дающим возможность равноправного выбора. Стоит отметить, что родители, которые часто выступают посредниками между издателями и детьми, служат дополнительным маркетинговым фактором в пользу увеличения доли умной литературы на книжном рынке – большинство родителей заинтересовано в развитии интеллекта своих детей и готовы платить деньги за серьёзные книги. Самим издателям тоже стоит занять дальновидную рыночную позицию: книжное предложение обязано быть чуть умнее читателя, должно развивать его, повышать культурный уровень покупателей книг и общий интерес к литературе, так как понижение интеллектуальной планки читательской аудитории неизбежно выводит её нижнюю часть в сегмент телевидения и пивного ларька.

3. Данные данного опроса хорошо коррелируют с другими фактами.
Например (данные из http://www.vz.ru/economy/2007/1/31/66607.html):
Треть российских семей имеет доступ к спутниковому и кабельному ТВ. Среди множества телеканалов научно-популярные "каналы Discovery признаны самыми популярными в России, им отдают предпочтение 13,9% аудитории.
Теперь мы опрашиваем детей - и получаем абсолютно такую же картину - они хотели бы читать про животных, про природу и космос. Ведь известно, что естественный инстинкт любопытства - один из главных у человека, особенно у ребенка. А наша современная детская литература (и издательская политика) активно эксплуатирует инстинкты сексуальности (заэксплуатировали до полусмерти), драчливого соперничества и стадного доминирования, - а про любопытство забыли!
Ещё один факт:
Фонд "Пушкинская библиотека" проводил конкурс "Детское читательское жюри" в семи регионах России: в Архангельской, Владимирской, Липецкой, Ростовской, Тюменской, Ярославской областях и в Чувашской республике. По детским библиотекам этих регионов были разосланы комплекты из пятнадцати книг (по пять на каждую из возрастных групп школьников), которые детям было предложено оценить. В конкурсе приняли участие более 500 библиотек, более 25000 детей.
То есть фонд сделал примерно то же что и в данном анкетировании: он взял и опросил самих детей, предложив им на выбор несколько различных книг. Что же выбрали, например, 13-15 летние?
Им предложили:
1. Адра, Ф. Лис Улисс. (Авантюрное фэнтези)
2. Функе, К. Король воров. (Детский детектив)
3. Турнье, М. Пятница или Дикая жизнь. (Приключения, робинзонада).
4. Тор, А. Остров в море. (История девочки из семьи австрийских евреев, которую приняла и спасла шведская семья. Про привыкание ребенка к чуждой среде и новой школе.)
5. Хобан, Р. Мышонок и его отец. (Философская сказка о странствиях двух заводных мышей).
25 тысяч детей выдвинули на первое место по популярности серьезную книгу Аниты Тор издательства «Самокат», а не фэнтези или детектив! Прекрасно согласуется с нашим анализом.
Детские издатели! Когда к вам придут бренд-менеджеры и маркетологи и скажут, что нужно выпускать фэнтези и детективы, потому что они лучше всего продаются – спросите их: а что ещё было предложено детям, кроме фэнтези и детективов? Пора, пора при формировании своих планов спрашивать самих детей. Пора выбирать умную сторону.

Автор выражает благодарность лицам, принявшим участие в анкетировании.
Публикация и распространение данного материала (или его частей) в любой форме всячески приветствуется. Вордовская версия материала (c пристойными таблицами) также может быть предоставлена.



Источник: http://don-beaver.livejournal.com/
Категория: Литобоз | Добавил: ptaha (11.06.2007) | Автор: don_beaver
Просмотров: 3357 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31

Поиск по каталогу

Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz